Дорогами войны
Одной из самых кровоточащих и незаживающих ран минувшей войны являются узники фашизма. Их воспоминания невозможно слушать без слёз. Этим людям пришлось пережить адский, непосильный труд, издевательства и унижения. Война отняла у многих из них не только детство, но и здоровье… Сегодня своими воспоминаниями с нами поделилась Вера Семёновна Костылева, ранее работавшая на заводе искусственного волокна.
Ей было всего тринадцать лет, когда весь Советский Союз настигла весть о начале войны. Семья Костылевых в то время жила в местечке Ветка-Вир возле города Жлобина.
– Сначала жили спокойно, а потом, когда немцы захватили город, стало тяжело. В один из дней многих жителей согнали к канаве и заставили копать траншею, мы тоже попали в их число. После фашисты поставили всех к краю выкопанной ямы и уже готовились расстрелять, как неожиданно подъехала машина, из неё вышел немецкий офицер, приказавший всех нас отправить работать, – рассказывает Вера Семёновна. – Молодых и самых здоровых увезли в Германию, а остальных согнали на Жлобинский вокзал, сказав взять с собой необходимые вещи. У нас особо ничего не было, поэтому мы взяли сухари, которые заранее насушили.
Всех жителей согнали в так называемые «телятники» – вагоны, где перевозили скот, и повезли в неизвестном направлении. Когда эшелон прибыл в назначенный пункт, людей выгрузили и пешком погнали в лагерь.
– На нашем пути были остановки на ночь в некоторых концлагерях, пока мы не пришли в нужный. На этих стоянках умерло неимоверное количество наших соотечественников, – продолжает беседу Вера Семёновна. – Как потом оказалось, нас привезли на Полесье, в концентрационный лагерь в районе посёлка Озаричи.
На территории концлагеря не было никаких построек, узники находились под открытым небом. Чтобы хоть как-то согреться они делали из мёртвых шалаши или просто укрывались их трупами.
Питались же только тем, что припасли с собой, так как немцы не давали ни капельки еды и воды. На таком прокорме и выживали. Узникам запрещалось разводить костры не только ночью, но и днём.
– Нас круглые сутки охраняли немецкие солдаты на сторожевых вышках. Когда кто-либо приближался к колючей проволоке, немцы стреляли без предупреждения. Вдоль охранной ограды лежало много убитых и раненых, – со слезами на глазах говорит женщина.
В марте 1944 года появились воины Красной Армии. Подходы к лагерям были заминированы, поэтому советское командование требовало соблюдения определённого порядка, нужно было передвигаться шаг в шаг друг за дружкой, иначе смерть была неизбежна – можно было подорваться на мине.
После освобождения, благодаря благоприятному стечению обстоятельств семью Костылевых забрала к себе в город Брагин их родственница, которая возглавляла партизанский отряд. Она-то и выходила всю их семью.
– Затем мы вернулись назад в Жлобин, восстанавливали город. Первое время спали в окопе, там же, где и солдаты, питались также с ними. В 1948 году переехали в Могилёв. В 1955-м я устроилась на завод искусственного волокна. Поначалу была обычной рабочей, помогала на стройке. А уже потом перешла в цех, где до самой пенсии трудилась швеёй, – говорит Вера Семёновна.
Вера Костылева не раз становилась победителем соцсоревнований, является ударником коммунистического труда, за что награждена медалями. Также имеет медаль «Узник нацизма».
Пройдя нелёгкий путь жизни, такие мужественные люди, как Вера Семёновна, выдержали все выпавшие на их долю испытания благодаря желанию жить, воспитанию и силе духа. Они оказались сильнее тех обстоятельств, в которые попали не по своей вине.
Анастасия ДАНИЛЮК. Фото автора.