«А ты улетающий вдаль самолёт в сердце своём сбереги…»

Каждый, кто читал книги или смотрел кинофильмы про военную авиацию, подтвердит, что в центре событий большинства из них – именно лётчик, отважный и бесстрашный. Но для того чтобы пилот поднялся в небесные просторы, много усилий прилагают люди, которые занимаются обслуживанием и ремонтом авиатехники. Как правило, они остаются за кадром, но не стоит их забывать. Сегодня мы расскажем вам, уважаемые читатели, о Льве Абрамовиче Кацмане, который даже и не мечтал, что вся его жизнь будет связана с военной службой и авиатехникой. Кстати, в этом году он отпразднует свой 90-летний юбилей.
Родом Лев Абрамович из белорусского местечка Сухари Чаусского района.
– Это было еврейское местечко. Оно являлось для нас центром культуры и цивилизации. Там находились школа, сельсовет, церковь, хата-читальня, двухэтажная деревянная синагога, которую потом переделали под детский садик, – вспоминает Лев Абрамович. – Мы жили рядом с церковью. Её-то мой отец, будучи председателем сельпо, переоборудовал в магазин – я хорошо помню, как сносили кресты. Этого отцу не простили: как-то ночью, когда родители спали, в комнату влетел кирпич.
После того как Лев Абрамович окончил семь классов, семья переехала жить в другое место. О том, что началась война, он узнал, находясь в пионерском лагере, откуда детей потом перевезли в Мордовию.
– Туда я попал вместе с ребятами из детдома. Связь с родителями была потеряна. А мои детдомовские друзья писали тогда в областные отделы народного образования, пытались наладить связь со своими детдомами, – продолжает беседу ветеран. – Когда нас на поезде везли в Мордовию, мне удалось написать бабушке и дедушке письмо в Сухари о том, что нас эвакуируют. И благодаря этому отец смог меня разыскать. Родители в военное время были эвакуированы в село Можаровка Оренбургской области.
В ноябре 1943 года Льва Абрамовича призвали в армию, в запасной авиационный полк, находящийся в городе Бузулук. Там готовили экипажи на самолёты Ил-4. Он учился на воздушного стрелка – четвёртого члена экипажа.
После окончания курса попасть на фронт молодому бойцу так и не удалось, хоть и просился сам. Командир роты рекомендовал Льва Кацмана на должность писаря к замполиту. Так он полтора года и служил в Бузулуке.
– После войны, когда часть расформировали, я попал в Подмосковье, в транспортный полк, – говорит Лев Абрамович. – Сначала был мотористом, потом старшиной, механиком. Мы эксплуатировали американские самолёты Douglas, на которых ежедневно возили почту, газеты и письма в Германию, Польшу, Австрию. И так как перспектив здесь для себя не видел, я написал в Москву, в политотдел с просьбой направить меня куда-нибудь учиться.
Так он попал в Казанское военно-авиационное техническое училище. Окончив его с отличием, Лев Кацман получил право выбора дальнейшего распределения.
– В 1951 году я приехал в Быхов лейтенантом-техником на Ту-4. Потом работал старшим техником этого корабля. В 1953-м началось перевооружение на Ту-16, и меня назначили начальником эксплуатационной группы, которая обслуживала наземное оборудование этих самолётов, потом был заместителем инженера эскадрильи.
В 1961 году наша дивизия стала ракетоносной – 57-я смоленская морская ракетоносная авиационная дивизия. И в ней образовалась часть 20301 по подготовке и эксплуатации ракет, – продолжает беседу Лев Абрамович. – В этом же году я получил звание майора. Сначала работал в службе по эксплуатации ракет на подвеске, а потом старшим инженером.
В 1974 году Лев Кацман уволился и переехал в Могилёв, где устроился инженером-энергетиком в ЖКО ОАО «Могилёвхимволокно». Через пять лет он перешёл в гостиницу предприятия завхозом, откуда и ушёл окончательно на заслуженный отдых.
За свою жизнь Лев Абрамович получил немало наград, среди которых – медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», знак ордена «Отечественная война», медаль «За воинскую доблесть» в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.

Анастасия ДАНИЛЮК. Фото автора.

печать

Добавить комментарий