Война… Как много в этом слове
Война – это страшное слово. В нём собрано всё человеческое горе: страдания невинных людей, разруха, голод и смерть… Пережить это могли только люди с сильной душой и огромной жаждой жить. Сегодня о тех годах войны вспоминает Андрей Тимофеевич Андрейчиков, ранее работавший на нашем предприятии.
22 июня 1941-го к нему в Могилёв приехал погостить двоюродный брат Владимир. И ему, конечно же, хотелось увидеть город. Вместе с Андреем Тимофеевичем они направились в парк Горького, где обычно по выходным играл духовой оркестр и собиралось много людей.
– Мы стояли недалеко от музыкантов, и я заметил, как к ним подбежал мужчина и что-то прошептал, – вспоминает ветеран. – По толпе пошли разговоры, что началась война – немцы напали. Мы вернулись домой. Уже на второй-третий день город стали бомбить. Мы прятались под кинотеатром «Чырвоная зорка» в специальном бомбоубежище.
Когда началась оборона Могилёва, отец Андрея, Тимофей Ефимович, перевёз семью в деревню к родственникам, а сам остался в городе и продолжил работать в Гор-электросетях.
– Длительное время до нас доносились канонады взрывов. Когда немцы заняли город, мы вернулись домой. Он был разрушен, ещё горели некоторые здания. Стали жить на оккупированной территории. Немцы создали городскую управу, которая занялась социальными вопросами. Хуже всех относились к нам полицаи, – продолжает рассказ Андрей Тимофеевич.
Вспоминает он и о том, как вели себя немецкие солдаты по отношению к еврейскому народу:
–Для них поступил первый приказ: повесить всем жёлтые шестиконечные звёзды размером 14 на 14 см на левую сторону груди. Позже их всех заставили переселиться в район реки Дубровенки (гетто), но и там им не пришлось быть долго. В один из дней всех евреев погрузили в машины, кто не мог идти – убили. И увезли в Полыковичи, где расстреляли в огромном противотанковом рве. Это было осенью 1941 года.
Во время оккупации его отец продолжал работать электромонтёром, а Андрей Тимофеевич был у него на подхвате.
Уже в 15 лет, после освобождения города, он устроился работать на железную дорогу, где благодаря случайному стечению обстоятельств ему дали броню. Когда Андрей пришёл с бумагой в военкомат, его высмеяли, и, добровольно сдав броню, он решил пойти в армию.
– Из военкомата нас направили в город Козельск, определив в запасную стрелковую дивизию №5, и зачислили в школу младших командиров. Именно там меня приняли в комсомол, – говорит ветеран.
Через три месяца обучений его направили в маршевую роту, а после – на фронт, в пехотные войска. Получив ранение, новость о победе Андрей Тимофеевич узнал, уже находясь в госпитале в польском городе Ченстохове. Но после выздоровления его снова направили в Германию, и там в звании сержанта он отслужил ещё 9 лет.
Вернувшись в Могилёв, Андрей Тимофеевич длительное время не мог найти работу, но, в конце концов, устроился в «Горсвет» по ремонту уличного освещения. Потом поступил в Машиностроительный техникум на специальность «Техник-механик», позже – в Московский энергетический институт, где получил профессию инженера-электрика.
– Как раз в то время начал строиться «Лавсан». Я стал двадцатым человеком, принятым в дирекцию МКСВ, находящуюся на ул. Миронова. Начинал старшим инженером отдела главного энергетика, потом работал в электроцехе начальником участка. Всю жизнь отдал родному предприятию, – произносит с улыбкой Андрей Тимофеевич.
За многолетний добросовестный труд Андрей Андрейчиков награждён медалью «За доблестный труд» и Почётным знаком «Ветеран труда», также имеет немало боевых наград, основные из которых Орден «Великой Отечественной войны I степени», медали «За отвагу», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги» и много других юбилейных наград.
Анастасия ДАНИЛЮК. Фото Натальи ПУНЧЕНКО.