Война глазами детей

Константин Симонов когда-то написал, что о минувшей войне необходимо знать всё: «Надо знать, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли». Воспоминания людей, участвовавших или даже просто видевших трагедию XX века ­– Великую Отечественную войну, – бесценны.
В далёком сорок первом Марии Пискуновой было всего лишь три года, но она до сих пор не забыла те страшные мгновения.
– Я всё помню: как мать собирала отца на фронт, как пекла ему с собой хлеб, шила вещмешок. И как со слезами на глазах провожала его на фронт, – рассказывает Мария Фёдоровна.
Когда началась война, в их село Песчанка Пензенского района стали поступать беженцы, которых местные жители принимали у себя, за что им давали воз дров. В это же время началось обучение новобранцев.
– В одном доме жило по несколько семей. С едой дела обстояли тоже плохо, – продолжает рассказ Мария Фёдоровна. – Хорошо было тому, у кого была корова, её держали на две семьи. День они доят молоко, день мы. Даже огород мы копали на корове и, бывало, что на себе. Я помню председателя колхоза, у него была одна нога и из-за этого его не взяли на фронт. У нас в доме стоял мешок муки, он хотел забрать, но мать не отдавала. Тогда председатель привёл полицая, они избили её и забрали мешок.
В то время семьям можно было держать только одну корову, одну овечку и одного поросёнка, пару кур. Если у кого-то находили лишнее, забирали в колхоз или сразу убивали.
– Вы не представляете, какое было счастье, когда мы узнали, что война закончилась. Началось всеобщее ликование, пели песни, танцевали, пекли блины, – продолжает беседу Мария Пискунова.
После возвращения домой у отца Марии Фёдоровны начались проблемы со здоровьем. На фронте он был неоднократно ранен и из-за всех этих травм вскоре умер.
В 12 лет Мария пошла работать в колхоз, где досматривала поросят, носила воду, дрова. И всё из-за того, что там давали кружку молока и кусочек хлеба. Вечернюю порцию еды она относила братьям и сёстрам.
– Есть было совсем нечего. Хорошо, что в деревне была мельница. После того, как просеивали и обдирали просо, оставалась шелуха, измолов её в муку, взрослые потом пекли из неё лепешки, – со слезами на глазах рассказывает женщина.
Волею судьбы и благодаря стечению обстоятельств Марина Фёдоровна через некоторое время уехала из деревни, жила в Свердловске, работала там на Уралмашзаводе. Там же она и познакомилась со своим супругом Михаилом Петровичем.
Из-за того что условия жизни в России их не устраивали, они переехали в Беларусь. Мария Пискунова устроилась в ОАО «Могилёвхимволокно».
– Когда я пришла на это производство, тогда только запускали ДМТ. Готовился к запуску «Штапель», – продолжает рассказ женщина. – Я начинала работать нормировщиком в отделе главного энергетика, а уже на заслуженный отдых уходила с должности крановщика товарно-сырьевого цеха.
Здесь же на «Лавсане» трудились сестра Марии Фёдоровны и муж – первым экономистом на опытной установке. А сейчас наладчиком КИПиА на заводе полиэфирных нитей работает сын Александр.

Анастасия ДАНИЛЮК.

печать

Добавить комментарий