Весенние обряды Беларуси

b-logo

Культура и обычаи – это национальное достояние каждой страны, её история, память. Помнить и знать их важно для каждого белоруса. Издревле с последним месяцем зимы и началом весны наши предки проводили череду чудесных самобытных обрядов.
Начиналось всё, конечно же, с Масленицы. Этот древний праздник, знаменующий конец зимы и начало долгожданной весны, широко отмечался в Беларуси. По канонам Масленая неделя, или Сырная седмица, празднуется всю последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.
Люди встречают весну и пекут блины, символ Солнца – круглые, горячие и золотистые. Предки говорили так: «Масленка, Масленка, нясі сыру, масла, каб зіма згасла». После долгой, холодной и голодной зимы люди старались как следует поесть, поэтому к блинам подавали масло, сметану, варенье.
В древности этот праздник сводился к разнообразным обрядовым действам. Одним из таких в Беларуси был обряд «Цягаць калоду», в котором принимали участие замужние женщины. Ночью они ходили с песнями, криками, ауканьем по деревне с обрубком дерева (колодой). Если по дороге встречали мужчину, особенно неженатого, накидывали на него верёвку и заставляли тянуть колоду, а сами цеплялись за неё, чтобы было тяжелее. Если мужчина хотел быстрее избавиться от колоды, он платил женщинам выкуп. Как правило, участницы шествия одевались в карнавальные костюмы «мужчин», «старцев», «цыган». К ним присоединялся музыкант. Заходя в дом, они шумели и буянили до тех пор, пока не получали от хозяев выкуп. Обойдя всю деревню, ряженые отправлялись в чью-нибудь просторную избу и гуляли там всю ночь, пели, танцевали.
«Мядзведзь-бацюхна, госць паважаны». Главным действующим «лицом» старинного обряда «Комоедица» является медведь. Целую зиму этот мохнатый зверь спокойно спит в берлоге, но затем чувствует, что приходит весна. И тогда медведь вылезает из своего убежища и отправляется на поиски пищи. Комоедица – один из древнейших великих славянских языческих праздников, который отмечался 6 апреля (24 марта). Помимо главного смысла – встречи весны, равноденствия, солнцестояния – он также имел характер почитания местного славянского Медвежьего бога Кома. Ему приносились жертвы – первые блины торжественно относили в лес.
«Гуканне вясны» – один из самых жизнерадостных и оптимистичных обрядов, доставшихся нам от далёких предков. Подоплёка вполне понятна: долгая зима надоела, поэтому приход весны каждый год радует людей. И, если на Новый год принято звать Деда Мороза, то весной принято устраивать праздник и звать или «гукаць» весну. Зовут её обычно в конце марта – начале апреля. Чаще всего этот народный праздник совпадает с Благовещеньем, когда в Беларусь прилетают аисты. Эта птица является главным «героем» обряда.
Перед проведением «гукання», как правило, украшают то место, где оно будет проходить. На деревья вешают разноцветные ленты, вырезанные из бумаги фигурки птиц. Традиционно выпекают птичек из теста, глаза им делают из изюминок. И, конечно, само название подсказывает, что не обходится без музыки и песен, которые завершаются своеобразным рефреном: «Гу-у-у-у!». Гости и участники обряда водят хороводы, играют в игры.
Череду весенних обрядов завершает обряд «Юр’я», или Егорья, который празднуют 6 мая. Во многих белорусских деревнях считалось, что его нужно отмечать, когда начинает куковать кукушка. Обряд проводился перед тем, как выгнать скот пастись на луга. Говорили, что Святой Юрий (Георгий Победоносец) охраняет домашний скот и является властелином волков. Перед тем как выгнать скот, хозяин трижды обходил его с зажжённой свечой и опрыскивал освящённой водой. В каждой области Беларуси Юрьев день отмечают со своими особенностями и нюансами.


Анастасия ТИХОНЕНКО. Фото Наталии КУСКОВОЙ.

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности