Тревожность афганских дорог

8661_-105_8450

Часто мы вспоминаем подвиги героев Великой Отечественной войны. Нередко говорим о не менее жестокой войне в Афганистане, где наши солдаты, простые парни, выполняли свой интернациональный долг в далёкой стране.
Чем дальше уходят в историю года, тем сильнее высвечиваются имена, факты, даты, тем сильнее кровоточат солдатские раны. Ребята, которые отправлялись на афганскую войну, возмужали, повзрослели больше чем на четверть века. Теперь многим за сорок, а то и за пятьдесят. Один из них – токарь ЭМС РМП Сергей Сабадишен. Он служил в Афганистане в период с 1982-го по 1984-й годы.
Родом Сергей Николаевич из деревни Следюки Быховского района. Окончив СПТУ № 1 по специальности «Тракторист-машинист», был призван в ряды СА, первым же набором попал в спецчасть, в Марьину Горку.
– Провожая меня на службу, отец уже понял, куда я иду, и сказал только: «Смотри не подведи, сынок», – вспоминает Сергей Сабадишен. – Через несколько дней после прибытия в часть нас начали готовить для отправки в Афганистан. Потом мы прошли ускоренную учебку в городе Мары в Туркменистане, и нас привезли в горы Памир, где отрабатывали необходимые задания. Чтобы направили в зону боевых действий, нужно было сдать экзамен. И всё-таки конечным пунктом нашего пути стал город Шинданд. Попал я в 371-й мотострелковый полк 5-й Гвардейской дивизии.
На долю этих молодых парней выпадали самые тяжкие испытания, они стояли на переднем крае, лицом к лицу встречались с врагом, вступали с ним в бой. Два долгих года на чужбине.
В то время Сергей Николаевич и ребята, которые с ним служили, лишних вопросов не задавали, надо было отдать долг Родине, своей Отчизне, и они беспрекословно шли в самое пекло войны. Романтика молодости тянула их в неведомую, далёкую страну, в горячую точку. Вскоре на смену мальчишескому максимализму пришло нечто иное, иллюзии рассеялись.
– Больше всего донимала жара, а ещё очень хотелось домой, увидеть соотечественников, услышать родную речь. Страшно было только в начале и в конце службы. Когда ещё не обстрелян, кажется, что каждая пуля летит именно в тебя. А перед дембелем не хочется умирать, тянет домой и не нужно никаких сюрпризов, – продолжает герой материала.
Сергей Николаевич часто присылал домой, в родной Быховский край, письма. Естественно, о том, что на самом деле происходит на службе, родным не рассказывал, писал, как и все, обычные дежурные строки: жив, здоров, всё нормально. Ведь не расскажешь никому, что творилось в этой кровавой мясорубке, сколько крови проливалось и какими злыми бывают горы по ночам. Непривычно и страшно служить там, где засыпаешь под звуки выстрелов, а, проснувшись, можешь недосчитаться своих товарищей, нёсших ночной дозор. Часто выходил в дозор и Сергей Сабадишен.
– Я служил механиком-водителем на боевой машине – танке Т-62. У меня была очень ответственная задача – сохранить экипаж. Если что-то в технике сломалось и наступает ночь, это не дай Бог. Так темно, что не видишь, где скрывается противник, который в любой момент может уничтожить тебя. Вспоминаю, как однажды, выходя из-за поворота, наткнулся на «духа», в руках которого был ручной противотанковый гранатомёт, направленный прямо на меня. Не знаю, что у него там не сработало, но только благодаря счастливому случаю я остался жив.
За эти годы, несомненно, приходилось встречаться и с местными жителями.
– С ними у нас складывались довольно мирные отношения. Часто они проявляли радушие и гостеприимство. Ещё бы, ведь большая часть советских грузов, поступающих в страну, предназначалась местному населению. Мы никогда не смотрели на афганцев свысока. Не скажу, что им можно было всегда доверять. Ведь как бывало: сегодня он ходит без автомата, как мирный житель, а завтра уже стреляет в тебя. Были среди них и те, кто сотрудничал с нами, но до конца нельзя было понять, на кого на самом деле работают такие «помощники», – рассказывает Сергей Николаевич.
Беда была с эпидемиологической обстановкой. Больше всего боялись заразиться гепатитом, тифом и малярией. В частях постоянной дислокации воду хлорировали, а вот в походе был высок риск заражения.
– Её практически невозможно было пить. Я, когда пришёл домой, целовал родной колодец, потому что вода – это то, чего не хватало больше всего. Но мне не удалось избежать напасти, какое-то время я лежал в госпитале, так как заразился тифом.
Ступив на белорусскую землю, с могилёвского вокзала до родной деревни Сергей Николаевич шёл пешком. Он так соскучился по родной природе, по нашим белым берёзкам, что для него эта дорога была счастьем.
– Вернулся из Афгана, слава Богу, пуля миновала. После службы жизнь наладилась, вошла в своё русло. Появилась семья, родились два сына. Что ещё надо для счастья? – говорит воин-интернационалист.
Возвратившись домой, в 1985 году Сергей Сабадишен устроился в ОАО «Могилёвхимволокно» токарем в РМУ ЗЗЧ, так и трудится здесь, на производстве, по сей день.
– Никогда бы не пожелал никому испытать то, что пришлось пережить мне, когда ползал по сухим пескам, умирал от жажды, терял боевых друзей в Афганистане, – заключает Сергей Николаевич.
Никем и никому не объявленная, эта война требует глубокого осмысления. Но в памяти людской ей жить ещё долго, потому что её история написана кровью солдат и слезами матерей. И уже навечно останется война в душах вышедшего из неё поколения, опалённого огнём и усвоившего её суровые нравственные уроки. Сражения кончаются, а история вечна.

Пользуясь случаем, коллектив газеты «Трудовая слава» поздравляет с Днём памяти воинов-интернационалистов! В этот день хочется вспомнить всех тех, кто воевал за границей, исполняя свой армейский долг, отдавая здоровье и силы. Мы чтим и помним каждого, кто погиб на чужой земле, и благодарны тем, кто вернулся с войны. Здоровья вам, благополучия и всего только самого лучшего!

Анастасия ДАНИЛЮК. Фото Натальи КОЛБЕНКОВОЙ.

печать

Добавить комментарий

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности