Страницы истории афганской войны
Прошло уже больше 25 лет со дня вывода Советских войск из Афганистана. В судьбах тысяч совсем юных парней навсегда останется эта война. Невозможно посчитать, сколько пролито материнских слёз, сколько незарубцевавшихся ран осталось в сердцах молодых людей, сколько не сыграно свадеб. Огненное девятилетие войны в Афганистане живёт в памяти людей и поныне. О годах своей службы нам рассказал слесарь по КИПиА цеха по ремонту электрооборудования и КИПиА ПСВ Олег Нашиванко.
В Афганистане испытание на прочность прошла не одна тысяча солдат. Каждый, кто туда отправлялся, знал, что выполняет приказ Родины. Герою нашей публикации Олегу Николаевичу тоже предстояло отправиться на эту войну.
Окончив в 1987 году училище № 98 по специальности «Слесарь КИПиА», Олег Нашиванко по распределению пришёл трудиться на наше предприятие. Но через какое-то время молодого парня призвали на службу в ряды Советской Армии.
– Полгода я отслужил в Прибалтике, в учебной части ВДВ, и после этого нас распределили. Необходимо было решить, где продолжить службу, – рассказывает Олег Николаевич. – Командир нашей батареи предложил мне и моим товарищам ехать в Афганистан. Я согласился.
Благодаря стечению обстоятельств Олегу Нашиванко удалось попасть служить на пересылку в Кабул.
Не знали родные советских воинов того, что их сыновья, мужья, братья брошены в огонь настоящих боёв… Спустя время увидели, как опасна профессия вертолётчика, что слово «дух» может означать не только что-то возвышенное, но и бородатое существо с «калашниковым» наперевес. Военный жаргон обогатился новыми терминами: «зелёнка», «вертушка», «груз 200»… Так уж повелось у русского солдата: защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам.
– Родным и близким я не сказал о том, что собираюсь ехать служить в горячую точку. После уже в письме написал, что нахожусь в Афганистане, – продолжает разговор воин-интернационалист. – Там я находился в боевом охранении, то есть был сопровождающим колонны с грузом из Хайратона в Кабул. Колонна боевого охранения состояла из трёх зенитных установок, стольких же бронетранспортёров и тридцати-сорока машин. Обычно путь колонны туда и обратно составлял около недели.
В остальное время бойцы, в числе которых был и Олег Нашиванко, несли службу на месте, охраняя территорию, разбирали, чистили оружие – готовились к следующему походу за грузом.
– Жили мы в деревянных одноэтажных казармах. При входе в них, слева, находились наши комнаты и импровизированный спортивный городок (для занятий зимой), ленинская комната, а справа «апартаменты» офицеров, – вспоминает слесарь по КИПиА.
– Где-то в конце декабря 1988 года в наш лагерь из боевых точек вернулась часть батареи из Гардеза и Газни. Объявили о том, что войны больше не будет, – продолжает разговор Олег Николаевич. – Бывали, конечно, случаи, когда мы попадали под обстрел, но тогда это было не так страшно. Может быть, не до конца осознавали всё так, как теперь.
Окончив службу в Афганистане, Олег Нашиванко был направлен для дальнейшего прохождения службы в десантно-штурмовую бригаду, находящуюся недалеко от Санкт-Петербурга. Имеет награду – медаль «За боевые заслуги», к которой был представлен, проходя службу в Афганистане.
Отслужив, он вернулся домой, через некоторое время продолжил работу слесарем по КИПиА в отделочном цехе ПСВ-3 ОАО «Могилёвхимволокно», где продолжает трудиться по сегодняшний день.
Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, молодые парнишки возмужали, стали мудрее… Но воспоминания о тех страшных военных днях до сих пор живут в их памяти. Много горя, бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет жестоких сражений в чужом краю. Но помнят о них не только те, кто побывал там, но и мы, каждый из нас.
Анастасия ДАНИЛЮК. Фото Натальи ПУНЧЕНКО.