След афганской войны
Пожалуй, остаётся только надеяться, что на земле когда-нибудь наступит такое время, когда слово солдат станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времён. А путь войны всегда страшен. Когда завершился вывод советских войск из Афганистана, мы жили в плену иллюзий, считая, что с войной все счёты покончены. Оказалось, нет. Война продолжала наступление.
Сегодня мы вместе с мастером РМЦ № 4 ПОС Владимиром Станкевичем вспомним Афганскую войну – ту, о которой почти ничего не написано в учебниках по истории, которая длилась без малого 10 лет и искалечила огромное количество жизней.
1985-й год. Ашхабад. На железнодорожный вокзал ночью прибыл поезд с прицепным вагоном, в котором находились новобранцы. На машинах их доставили в палаточный городок, размещавшийся в степи. На рассвете, выйдя из палаток, парни увидели возвышающиеся горы.
До этого Владимир видел их только на картинках или по телевизору. Ведь в родной деревне Лудчицы (Быховский район – прим. автора) совсем другие пейзажи: тенистые белоствольные берёзы, высокое голубое небо с красивыми воздушными облаками, откуда светит на землю ласковое солнце.
Первые пять месяцев молодые бойцы провели в учебке, где их научили всем приёмам для ведения боя. По истечении этого времени Владимир Станкевич вышел оттуда уже сержантом.
– 26 октября мы были переправлены в город Шинданд, откуда нас отправили в провинцию Герат, в 101-й мотострелковый полк. Мы стояли на седьмой боевой заставе, – рассказывает собеседник. – Орудия всегда находились в боевой готовности. Мы могли наносить удары в радиусе 15 км. Основной нашей задачей являлось обеспечение безопасного прохода по бетонке советских колонн с грузами, защита трубопроводов от взрывов. Наша застава была для душманов как кость в горле, – продолжает беседу мастер РМЦ № 4 ПОС.
За два года Владимиру Станкевичу довелось всякого повидать. Этот столь короткий в масштабе человеческой жизни отрезок времени сделал из вчерашнего мальчишки взрослого, рассудительного мужчину.
– Запомнился случай: когда время подходило к дембелю, нас начали обстреливать, мины разрывались буквально на каждом шагу. В тот момент обострился инстинкт самосохранения, сильное ощущение того, что меня ждут дома родные и близкие, друзья, что нужно любой ценой выстоять и вернуться назад живым, – говорит воин-интернационалист. – Афганистан стал той школой мужества, которая заставила по-другому взглянуть на многие в жизни вещи. Но кому она была нужна?
Вернувшись на родину, Владимир Викторович продолжил работу в ОАО «Могилёвхимволокно», куда устроился до армии. Трудился слесарем в ремонтно-механическом цехе № 1, после перешёл в РМЦ № 4. Сначала был слесарем, мастером, затем начальником участка. Сейчас мужчина продолжает работать там же мастером по ремонту и обслуживанию технического оборудования химического цеха.
А тогда, в далёком Афгане, парни исполняли свой интернациональный долг. Ребята день за днём отбивали атаки, удерживали высоты, теряли друзей. И, несмотря ни на что, они честно и достойно выполняли поставленные задачи, рисковали жизнью и становились героями в неполные двадцать лет.
Анастасия ДАНИЛЮК. Фото Натальи КОЛБЕНКОВОЙ.