О будущем страны и предприятия

На минувшей неделе, 29 июня, на нашем предприятии прошла расширенная встреча профсоюзного актива и представителей трудовых коллективов структурных подразделений с генеральным директором. Руководитель ОАО «Могилёвхимволокно» Пётр Рудник рассказал собравшимся о том, какие решения приняты на V Всебелорусском народном собрании, где он был одним из делегатов. Также Пётр Михайлович говорил об итогах работы организации за первое полугодие, планах и перспективах.

Главные пункты программы

Начал генеральный директор с подробного доклада по основным положениям Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы:
– 22-23 июня состоялось главное политическое событие в жизни нашей страны – V Всебелорусское народное собрание. Как правило, на таких мероприятиях определяется стратегия развития страны на ближайшую пятилетку, подводятся итоги за предыдущие пять лет, анализируются все недочёты, которые не позволили выполнить принятые показатели. И на основании этого разрабатывается стратегия на будущее. На V Всебелорусском собрании утверждена стратегия развития страны на 2016-2020 годы. Она изложена в специальном положении, которое называется «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы». На основных пунктах я хотел бы остановиться, чтобы донести до коллектива нашего предприятия итоги четвёртой пятилетки, цели и приоритеты развития страны в пятую пятилетку и их пути достижения.
Главный результат четвёртой пятилетки 2011-2015 годов – это сохранение политической стабильности, устойчивости экономики и социальной защиты населения. Несмотря на кризис в странах-соседях, мы не только предотвратили обвал, но и обеспечили рост экономики за пятилетие. Более того, по ряду направлений нам удалось добиться значимых результатов.
Беларусь вошла в топ-50 стран мира с высоким уровнем человеческого развития. Согласно Докладу ПРООН о человеческом развитии Республика Беларусь по индексу человеческого развития среди 188 стран мира переместилась с 68-го места в 2000 году на 50-е в 2015-м.
Валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности вырос с 15,4 тыс. долларов США в 2010 году до 17,7 тыс. долларов США в 2015-м.
Повысились размеры социальных гарантий и доходов населения, что позволило снизить долю малообеспеченного населения с 7,3 % в 2011 году до 5,1 % в 2015 году.
Существенно улучшилась демография. С 2014 года впервые за двадцать лет численность жителей в Беларуси начала расти, сжаты демографические ножницы.
В 2015 году родилось 119 тыс. детей, что на 494 ребёнка больше, чем в 2014-м.
На мировой уровень вышла отечественная медицина. Экспорт услуг в области здравоохранения сегодня осуществляется в 124 страны мира.
Продолжилось массовое строительство доступного жилья. Обеспеченность населения жильём выросла с 24,6 кв. метра в 2010 году до 26,5 кв. метра на одного человека в 2015-м.
Проведена масштабная модернизация промышленности и сельского хозяйства, куда вложено более 40 миллиардов долларов США за пятилетку. Начато строительство Белорусской АЭС.
Что касается сельского хозяйства, у нас производится практически 1,5 % мирового объёма молока. В мировом экспорте молочных продуктов доля Республики Беларусь составляет около 5 %.
Беларусь взяла курс на ускоренную информатизацию. В глобальном рейтинге Международного союза электросвязи по развитию информационно-коммуникационных технологий Беларусь поднялась с 50-го места в 2010 году на 36-е в 2015-м, опередив все страны СНГ.
Также остановлюсь на проблемных вопросах четвёртой пятилетки.
Беларусь – страна с открытой экономикой. Наше благосостояние очень сильно зависит от внешних факторов, прежде всего, покупательной способности торговых партнёров.
Кризис в странах-соседях, в России и Украине, на наших традиционных рынках, сильно ударил по Беларуси. Спрос на наши товары сократился. Конкуренция резко выросла. Как следствие, упали экспорт, доходы предприятий и бюджета. Это явилось одной из ключевых причин того, что ряд намеченных задач не был решён.
Рост ВВП, экспорта, реальных доходов оказался значительно ниже запланированного. Произошло замедление темпов роста экономики. Не удалось обеспечить стабильность белорусского рубля, выросла инфляция.
Некоторые предприятия оказались в тяжёлом финансовом положении. В отдельных случаях появилась напряжённость с выплатой заработной платы.
Внешние обстоятельства не были единственной причиной экономических трудностей, они лишь обострили ряд внутренних проблем нашей экономики.
По-прежнему мы страдаем от низкой производительности труда и высоких издержек производства.
Структура управления экономикой требует совершенствования. Управленческие технологии отстают от требований времени.
Тормозится внедрение инноваций, падают качество продукции и конкурентоспособность.
Нам так и не удалось привлечь в экономику страны масштабные прямые иностранные инвестиции. Во главу угла ставится кредитование (то есть жизнь в долг), а не привлечение прямых инвестиций в акционерный капитал предприятий.
Вырос внешний долг страны.
Доля малого и среднего бизнеса в Беларуси пока невысока.
Обозначенные проблемы серьёзны, но не катастрофичны. Их преодоление станет одной из ключевых задач текущей пятилетки.
Определены также цели и приоритеты пятой пятилетки.
Главная цель развития страны на 2016-2020 годы – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития.
В 2020 году прирост к 2015 году составит: ВВП – 12-15 %, реальных денежных доходов граждан – 9,5-11,6 %. К концу 2020 года ставки по кредитам снизятся до 9-11 %. У каждой белорусской семьи будет возможность построить свой дом или квартиру. Продолжительность жизни вырастет до 75,3 года.
Для достижения поставленных целей развитие страны будет основываться на следующих приоритетах, их пять.
Во-первых, инвестиции – развитие и рост экономики. Это не только деньги, но и новейший опыт и технологии.
Во-вторых, занятость – это возможность каждого гражданина своим трудом обеспечить себя и свою семью.
В-третьих, экспорт – основа нашей открытой экономики, поступления валюты в страну, прибыли – предприятиям, налогов – в бюджет.
В-четвёртых, информатизация – это наша конкурентоспособность в современном мире.
И, в-пятых, молодёжь – это главный потенциал государства и будущее страны.
Путей достижения, инструментов экономической политики всего десять.
Первое – раскрепощение деловой инициативы. Беларусь – страна равных возможностей. Роль государства будет заключаться в создании благоприятных условий для инициативы и ведения бизнеса как в государственном, так и в частном секторе. Любой инициативный человек, независимо от уровня образования или наличия специальных экономических знаний, сможет начать своё дело в Беларуси или найти работу по душе.
Второе – принятие стимулирующих мер для быстрого открытия своего дела. Результатом решения поставленных задач станет рост доли субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объёме валовой добавленной стоимости с 28,7 % в 2014 году до 40 % в 2020-м.
Третье – снижение инфляции и процентных ставок. Основная цель денежно-кредитной политики – снижение к концу 2020 года уровня инфляции (роста цен) до 5 %.
Четвёртое – создание полноценного финансового рынка. Это обязательное условие устойчивого экономического роста. Ключевые задачи – обеспечение гарантий сохранности вкладов населения, устойчивости банковской системы страны, привлечение инвестиций и новейших технологий в финансовый сектор.
Пятое – финансовое оздоровление реального сектора экономики. Дефицит собственных оборотных средств предприятий будет ликвидирован путём: ускорения их оборачиваемости посредством недопущения роста складских запасов и дебиторской задолженности; последовательного снижения ставок по кредитам, что уменьшит отток оборотных средств; точечной реструктуризации текущих обязательств, в том числе с использованием корпоративных ценных бумаг и облигаций Правительства; снижения всех видов затрат в соответствии с требованием Президента Республики Беларусь, вопросы оказания господдержки без выполнения этого требования рассматриваться не будут; привлечения инвесторов.
Шестое – сбалансированный бюджет без роста налоговой нагрузки. Бюджетно-налоговая политика в текущей пятилетке будет направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств и их концентрацию на приоритетных направлениях социально-экономического развития, дальнейшую оптимизацию налоговой системы.
Седьмое – модернизация отношений собственности. Сохранение государственной собственности или расширение частной – не самоцель. Они должны быть эффективными и прибыльными.
Предусматриваются: передача в коммунальную собственность предприятий, не имеющих стратегического значения, в целях привлечения инвесторов в акционерный капитал; внедрение передовых мировых практик корпоративного управления на государственных предприятиях с установлением главного критерия для руководителя – максимизация прибыли; активизация малой и средней приватизации, ориентированной на привлечение инвестиций, модернизацию производств и создание новых рабочих мест; привлечение ведущих мировых компаний в Республику Беларусь для реализации проектов с высокой добавленной стоимостью; выпуск акций крупнейших компаний на международных биржах Лондона, Нью-Йорка, Франкфурта с целью роста капитализации данных предприятий и снижения долговой нагрузки.
Восьмое – повышение эффективности инвестиций, привлечение прямых иностранных инвестиций.
Основными направлениями использования инвестиций станут: создание высокоэффективных и экспортоориентированных производств, новых рабочих мест в сфере услуг; реализация приоритетных программ в социальной сфере; строительство объектов инженерной инфраструктуры, в том числе Белорусской АЭС.
В докладе президента было подчёркнуто развитие химической отрасли, в частности ОАО «Могилёвхимволокно» в пятой пятилетке.
Девятое – эффективное государственное управление. Самое современное производство даст желаемую отдачу лишь при эффективном управлении. Поэтому в текущей пятилетке наряду с дальнейшей комплексной модернизацией базовых отраслей и ускоренным формированием новых высокотехнологичных секторов будет проводиться обновление системы управления экономикой.
В этих целях предусматривается: разграничение функций государства как регулятора и собственника; сокращение излишних и дублирующих функций органов государственного управления, контролирующих (надзорных) и правоохранительных органов; расширение полномочий и сфер ответственности органов местного управления и самоуправления; укрепление позиций Национального собрания Республики Беларусь на международной арене; формирование компактного Правительства; перевод к 2020 году всех административных процедур в электронный формат; повышение престижа государственной службы; организация системы стажировок государственных служащих в ведущих мировых образовательных центрах.
Десятое – чёткие критерии оценки руководящих кадров. Главная цель – повысить эффективность управления: дать руководителям всех уровней свободу действий, предоставив необходимые полномочия для принятия решений, право на риск, инициативу, при усилении персональной ответственности за состояние дел на вверенном участке работы, внедрении действенных мотивационных механизмов.
Оценка эффективности работы кадров по выполнению Программы будет осуществляться, исходя из важнейших критериев, предусмотренных в Указе Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь».
Дальше в программе идут слагаемые роста конкурентоспособности экономики, основанного на инновациях.
В связи с прошедшим Всебелорусским собранием у многих возникают вопросы: эти пункты реальны, их будут выполнять? Президент сказал так: каждый пункт, который прописан в этой Программе, был обдуман им несколько раз. Программа реальна и выполнима. Для этого каждому предприятию надо, естественно, работать на результат по всем этим приоритетным направлениям. Если инициативы никакой не будет, ничего не прибавится. Если будем работать лучше, будем и жить лучше.

О работе предприятия

Перейдя к работе ОАО «Могилёвхимволокно», генеральный директор отметил, что инвестиции и инновации, новая продукция также очень важны для нашего предприятия.
Пётр Михайлович начал с главного:
– Инновационная продукция – это та, которая в первую очередь востребована на рынке и имеет высокую рентабельность продаж и добавленную стоимость. Динамика в этом отношении у нас положительная, но, тем не менее, необходимо работать. Я считаю, что нам нужно создать на базе предприятия научно-технический центр и собрать там наших лучших разработчиков, в том числе и тех, которые выступают с инициативой работать по малотоннажной химии. К сожалению, такая работа у нас вообще не налажена.
Себестоимость и издержки – это самые актуальные вопросы для нас сегодня.
Я уже говорил по поводу повышения заработной платы. Но для этого необходимо получить согласие концерна. А мы получим его в том случае, если будут выполнены все доведённые ключевые показатели, их шесть. Пока за I квартал мы сработали с убытками по продажам. Задача на II квартал – выйти, как минимум, в ноль. По предварительным результатам, которые сегодня есть, можно сказать, что мы с вами хорошо поработали в апреле, получили около 15 миллиардов прибыли. В мае – ещё лучше. В июне, по предварительным оценкам, – больше 36 миллиардов. Итого, мы должны иметь порядка 20 миллиардов на 1 июля текущего года. Надеюсь, что мы этот показатель выполним. И рентабельность продаж по полугодию должна составлять +1,1 %.
Второй показатель, по энергосбережению, мы перевыполняем. Также выполнен показатель темпа роста экспорта и услуг во многом благодаря ремонтно-механическому производству.
Соотношение затрат со среднемесячным объёмом тоже должно быть выполнено.
Снижение затрат на 1 тысячу рублей произведённой продукции сегодня имеет положительную динамику.
Поэтому из 6 ключевых показателей, доведённых до нашего предприятия, сегодня не выполняются снижение затрат и экспорт по товарам.
Но по итогам 7 месяцев мы уже должны подойти к тому, чтобы при выполнении всех показателей нам разрешили повысить заработную плату, то есть ставку первого разряда на 20 %. Это я считаю самой главной задачей, которая сегодня перед нами стоит.
Второй важный аспект – инвестиции и инновации. Вы знаете о том, что у нас предусмотрена модернизация ОАО «Могилёвхимволокно» в два этапа. Первый – 2015-2018 годы, второй – 2016-2019 годы. Первый этап оценивается порядка в 50 миллионов долларов США. В результате мы должны иметь то, что уже практически смогли сделать с помощью наших специалистов в прошлом году. Я благодарю их за то, что они получили в химцехе № 2 полимер текстильного назначения, который немецкие специалисты не смогли получить в 2007-2008 годах. Была произведена опытная партия 220 тонн. Она прошла испытания в ОАО «СветлогорскХимволокно». Нити поступили в ОАО «Моготекс», там произвели ткани. Полимер получился на уровне лучших мировых образцов. Поэтому сегодня нам необходимо модернизировать химцех № 2, чтобы выпускать полимер текстильного назначения. И самое важное – нам нужно создать новое волоконное производство, пока на базе старого. Это первый этап модернизации. И к 2018 году эти производства должны заработать. Сейчас проект находится на стадии межбанковского соглашения.
Второй этап модернизации гораздо сложнее. Стоимость проекта составляет ориентировочно 170 миллионов долларов США и может возрасти. Если на первый этап 50 миллионов долларов мы найдём, то сумма второго этапа для нас неподъёмная. Поэтому мы сегодня ищем инвесторов.
К 2020 году мы намерены получить два химических цеха «восьмидесятитысячника». Также в цехе ДМТ-4 на параксилоле с минимальной мощностью производить ту же продукцию с государственной поддержкой.
Что касается волокна. Сегодня производственные мощности составляют 86 тыс. тонн, а выпускается всего 60 тыс. тонн. Это очень мало.
Что касается малотоннажной химии. Мы в ОАО «Могилёвхимволокно» производим полимер, из которого другие предприятия делают продукцию и имеют больше. Я считаю, что это несправедливо. Для этого нам с вами нужно подумать, как из этого полимера сделать востребованную продукцию.
Там, где нет прикладной науки, будущего у предприятий нет, я считаю. Это можно проследить на примерах многих могилёвских и не только заводов. Поэтому эта структура очень важна для нас, нужно как можно быстрее создавать научно-технический центр. Во-первых, чтобы закрывать направление по малотоннажной химии, во-вторых, развивать разработки в других областях.
В конце своего доклада Пётр Рудник ответил на вопросы присутствующих. В частности, они касались проблемы предоставления жилья иногородним работникам предприятия. Генеральный директор заметил, что жилищные вопросы сегодня полностью переданы городской исполнительной власти. Однако он постарается поспособствовать решению проблемы.
Также Пётр Михайлович рассказал, как идёт работа по строительству жилья и созданию КИЗ. Он сообщил, что дело на стадии оформления и получения земельного участка.

Работа профсоюза

Председатель профкома ОАО «Могилёвхимволокно» Виталий Зеньков подвёл итоги работы за первое полугодие.
24 июня состоялся президиум Республиканского комитета Белхимпрофсоюза, где рассматривали вопросы, которые вкратце озвучил Виталий Иванович.
– Мы вышли с инициативой к председателю Федерации профсоюзов Беларуси, чтобы внести изменения в ряд статей нового Трудового кодекса, – отметил председатель профкома. – Было принято постановление Федерации профсоюзов Беларуси о совершенствовании порядка мониторинга проблемных вопросов в организациях, состоящих на профсоюзном учёте.
Виталий Зеньков сообщил, что 12-14 августа в Стайках пройдёт спартакиада среди организаций нефтехимического комплекса, а 29-30 июля наши спортсмены отправятся в Бобруйск представлять предприятие на областном этапе спортивных состязаний. 8-10 июля проводится слёт рабочей молодёжи предприятий нефтехимического комплекса.
Были подведены итоги смотра-конкурса Белхимпрофсоюза на лучшую постановку информационной работы в 2015 году. Из 16 предприятий профсоюзный комитет ОАО «Могилёвхимволокно» занял 3-е место.

Анастасия ТИХОНЕНКО. Фото Натальи КОЛБЕНКОВОЙ.

печать

Добавить комментарий