Дети непобеждённого Ленинграда

У них было особое, опалённое войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Надежда Николаевна Кравченко не понаслышке знает о блокаде – ей самой довелось испытать ужасы этого времени. Недавно она отпраздновала 80-летний юбилей.
– Я коренная ленинградка. У меня тяжёлая детская судьба. Через два года после моего рождения умерла мама. Мамина сестра выпросила меня у отца себе на воспитание, – начала рассказ о своей жизни Надежда Николаевна. – Так я стала жить с тётей на Васильевском острове, там же нас и застала война. Когда город стали бомбить, многие выезжали из Ленинграда, но мы почему-то остались. Из дома выходить тётя мне запрещала. Позже к нам приехала ещё одна мамина (так я называла свою тётю) сестра со своими детками, их было много, сколько – не помню. Все они умерли.
В 1941 году, когда началась блокада Ленинграда, наш дом находился в плачевном состоянии: стёкла в окнах были выбиты и забиты досками, дом не отапливался, была какая-то небольшая печка-буржуйка, стульев не было, только стол. Помню, как вставала ночью в туалет, и на этом столе лежал покойник. Я их не боялась, трупы быстро выносили из дома. Только после войны у меня образовался страх перед мёртвыми. Зиму мы кое-как пережили, – продолжает беседу со слезами на глазах героиня материала. – Нам всегда хотелось есть. Питались какими-то сухариками. Я воровала их у тёти, а она меня ругала за это. Организм был ослабленный, витаминов не было, и это сказалось на дальнейшем моём здоровье.
Четырнадцатого мая 1942 года умерла и вторая мама Надежды Николаевны. И она, маленькая девочка, пошла искать по всему дому живых людей. В её памяти сохранилось лишь то, что какая-то женщина нашла и отвела Надежду в детский дом. Их часто бомбили, и дети прятались в бомбоубежище. Семнадцатого июня вывезли на пароходе в детдом Ивановской области, в глубинку. Там Надежду Кравченко удочерила женщина, которая стала для девочки третьей мамой. Позже у неё появился и приёмный папа, солдат, вернувшийся с войны, у которого не было семьи.
– После окончания седьмого класса папа отправил меня учиться в Ивановский химико-технологический техникум на специальность «Техник-технолог», сказал, что будет помогать, чем сможет, – говорит героиня публикации. – Окончив техникум, я по направлению приехала в Могилёв. Здесь же познакомилась и со своим супругом Андреем Ивановичем, который тоже оказался блокадником. Устроилась работать на ЗИВ им. В. В. Куйбышева в отделочный цех № 2, после перешла в перемоточный цех № 2 помощником мастера.
Чуть позже Надежда Николаевна стала в этом же цехе сменным мастером. Была заместителем начальника перемоточного цеха, технологом отделочного цеха. А на заслуженный отдых уходила с должности контролёра технологического процесса.
Имеет медаль «Житель блокадного Ленинграда» и немало юбилейных наград.
– Стоит начать вспоминать, как в памяти всплывают разные события, люди. Воспоминания теснятся в голове и не дают спать по ночам. Но мне больше не хочется вспоминать то время, ведь сейчас над нами – мирное небо, – заключает Надежда Кравченко.

Анастасия ДАНИЛЮК. Фото автора.

печать

Добавить комментарий