У Отчизны героев не счесть

В ОАО «Могилёвхимволокно» трудится немало мужчин, прошедших афганскую войну. В разное время и в разных званиях. Они были совсем разные до того, как служили в Афганистане. Но теперь что-то незримое объединяет их так, как не могут соединить даже самые родственные узы. И когда вернулись, они почти все вели себя одинаково. Вспоминали, горевали, сожалели, плакали, скучали и думали. Сегодня своими воспоминаниями с нами поделился ветеран войны, аппаратчик ПОЦ ЗПН Александр Плескач.

– После окончания училища я устроился на автозавод им. С.М. Кирова. А через некоторое время призвали на службу в армию, – рассказывает Александр Анатольевич. – Там меня определили в десантные войска, но на сборочном пункте за нами, новобранцами, не приехали. Только после этого мы узнали, что нас направляют в специальные войска. Служил под Псковом, затем – в Марьиной горке. Потом вышел закон, что все спецподразделения должны побывать в горячих точках, – продолжает он.
В декабре 1984 года сформировали батальон, в который вошёл и Александр Плескач. Направили в Ташкент, в город Чирчик, где солдаты жили в бывшем детском лагере, «одомашнивались», привыкали к горам. Прошло какое-то время, и бойцы своим ходом двинулись в Афганистан.
На мой вопрос: «Почему вы не отказались?» Александр Анатольевич ответил: «Я сказал сам себе, что со мной ничего не случится и я обязательно пойду служить. Правда, не знал куда».
– Приехав в Асадабад, мы жили в палатках. Каждый день тренировки и маршброски. Уже вечером выходили на спецзадания. Сначала – по группам, потом – по ротам, а там и целым батальоном, – продолжает Александр Плескач. – Рассказывали, что до нас район, в котором мы находились, был неспокойный. Мы прибыли – стало тихо.
Каждый из шестисот тысяч наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью каждого, воевавшего там. Тем, кто побывал на этой войне, вспоминать о службе всегда тяжело и трудно: сжимается сердце, становится больно. Но солдатская жизнь слагается не только из трудностей и проблем – были и радостные минуты.
– Ехали мы колонной с операции, а в стороне росло целое поле апельсинов. Комбат остановил машину, и все ребята ринулись собирать фрукты, кто во что мог, – с улыбкой вспоминает Александр Анатольевич. – А потом два месяца мы их кушали, всё-таки это витамины. Ведь кормили нас не очень хорошо: раз в неделю картошка, каши, каждую субботу – варёные куриные яйца. На Новый год готовили торт из печенья и сгущёнки.
В свободное время выходили в город. С местным населением особых дружеских отношений не было. Во взводе служили таджики и узбеки, и русские ребята, не знавшие языка местного населения, брали сослуживцев с собой, для того чтобы те могли перевести нужную информацию.
Многие из воинов-интернационалистов так и не сумели преодолеть комплекс войны. Одни не могут вычеркнуть из памяти погибших друзей, другие – груз своих воспоминаний.
Александр Плескач рассказывает, что бывали такие операции, когда они по две недели находились в горах, питались сухпайками. Но главное не трудности, с которыми пришлось встретиться, а армейская дружба, крепче которой быть ничего не может. Не раз случались ситуации, когда нужно было подставить дружеское плечо.
Демобилизовался Александр Анатольевич 9 мая 1986 года. Был ранен, а после проведения последней операции награждён медалью «За боевые заслуги».
В этом году исполняется 25 лет с момента вывода советских войск из Афганистана. Эта дата не обозначена красным цветом в календаре, однако её отмечают тысячи людей. И не только те, кто прошёл трудными дорогами Афгана, и не только родственники и друзья тех, кто пал на этой войне. Эта дата священна для всех, кто дорожит миром, для кого такие понятия, как долг, честь и родина имеют глубокое значение. Мы надеемся, что все эти события стали уроком для нашего поколения и нам не придётся пережить того, что пережили эти мужественные и отважные люди.

Анастасия ДАНИЛЮК. Фото Александра ЛЬДОВА.

печать

Добавить комментарий