Почётный донор страны
У каждого человека своя судьба. Она бывает простой и сложной. А если он ещё достигает высот в своём деле, его авторитет возрастает, а личность приобретает интерес. И пусть герой нашей публикации Леонид Терентьевич Трофимчик не прославился на весь мир, он сделал много добрых дел, отразившихся на судьбах встретившихся ему на жизненном пути людей.
Родился он в городе Несвиж, входивший в то время в состав Польского государства. Жил в обычной рабочей семье, до 1939 года ходил в монастырь, где монахи обучали детей грамоте и, конечно же, молитвам.
– В сентябре 1939 года в город пришли большевики. Войскам Красной Армии запрещалось подвергать бомбардировке населённые пункты и польские войска, не оказывающие сопротивление, – рассказывает Леонид Терентьевич. – Личному составу разъяснялось, что войска пришли не как завоеватели, а как освободители. На несвижской земле произошли значительные перемены в лучшую сторону в политической и социально-экономической жизни – открывались больницы, школы, образование стало бесплатным.
– И хоть общее положение нашей жизни улучшилось, своё жильё моя семья по-прежнему не имела. Родители работали разнорабочими, в семье было шесть человек, – продолжает беседу ветеран.
Когда наступила Вторая мировая война, всё изменилось.
– В 1941 году немецкие войска заняли Несвиж. Чтобы хоть как-то прокормиться, я стал подрабатывать. В деревне Славково, которая находилась за 7 км от города, с мая по октябрь я пастил коров. За это мне давали полтора пуда жита. Ходили всё время босые – от снега до снега. Чтобы помыться, копали канавы в торфе, наполняли их водой и обмывались там, – вспоминает Леонид Трофимчик.
– В то время, когда Несвиж был оккупирован, немецкие солдаты расстреляли не одну тысячу евреев. Я был свидетелем одного из этих зверств. Помню, одной ночью всё трудоспособное население выгнали копать за замком канаву 100 м длиной и 4 м шириной. Утром приехал комендант и всех работников отпустил. Последующие три дня на этом месте расстреливали евреев. Мы видели, как ещё «дышала» земля, а после это место засыпали, наверное, известью. Меня и самого три раза ловили немцы, но удавалось сбежать.
В 16 лет Леонид Терентьевич поступил в сельскохозяйственную артель «4 пятилетка» учеником столяра. После – на специальность каменщика в Барановичское ФЗО.
– В 1952 году меня призвали в армию. Белорусов брали в основном на Балтийский флот, – делится воспоминаниями ветеран. – Финский залив тогда был весь заминирован, и наша задача состояла в том, чтобы ставить радиолокационные установки не только на островах, но и на кораблях, эсминцах и т. д. и одновременно разминировать мины, оставшиеся со времён войны. А они были по 200-250 кг. Из полутора тысяч матросов отдельного полка войсковой части 70104 в живых осталось только пять. Я был электромехаником-дизелистом, при разминировании меня ранило два раза. Окончил службу я только в 1955 году.
Когда служил в рядах Советской Армии, Леонид Терентьевич, помогая своим раненым товарищам, сдавал кровь. В 1996 году ему присвоили звание Почётный донор Рес-публики Беларусь.
Отслужив, Леонид Трофимчик приехал в Могилёв, куда за это время перебрались его родственники. Устроился на завод № 511 грузчиком в транспортный отдел.
– Уже через несколько лет я стал путеобходчиком ЖДВ, работал электриком-аккумуляторщиком, дежурным электромонтёром по обслуживанию станции растворов производства вискозного шёлка, электромонтёром по ремонту и обслуживанию технологического оборудования цеха по приготовлению растворов № 2.
Сейчас, когда ветеран выходит на улицу подышать свежим воздухом, вокруг него собирается немало ребят, с которыми он делится своими знаниями: рассказывает им стихи на белорусском языке, загадывает загадки.
– Я рад, что был полезен людям. Значит, всё, что я делал в жизни, было не зря, – зак-лючает Леонид Терентьевич Трофимчик.
Анастасия ДАНИЛЮК. Фото из личного архива Леонида ТРОФИМЧИКА.