Лицом к лицу с опасностью
У слесаря-сантехника РМЦ ПСВ Александра Ноженко девиз такой: «Не бойся, что жизнь закончится, бойся, что она пройдёт мимо». Об этом говорит его насыщенный событиями жизненный путь. Однако на этой дороге встречались не только радости, но также опасности и риски. Выбрав когда-то профессию спасателя, он добровольцем приехал в Чернобыль, чтобы бороться с последствиями радиации. Спустя 30 лет после трагедии он вспоминает о ней.
Первым местом работы Александра Ноженко стало в 1972 году наше предприятие, куда он пришёл после окончания 70-го училища химиков в цех термофиксации и крутки волокна. Но его решительная и смелая натура хотела риска, поэтому через какое-то время он устроился в военизированную пожарную часть № 9 ОВПО № 6 по охране МПО «Химволокно» (сейчас – ПАСЧ № 2 ПАСО-6).
Когда в апреле 1986 года произошёл взрыв на Чернобыльской АЭС, молодой спасатель Александр Ноженко сразу попросился в зону аварии на помощь. Но только после третьего рапорта, в октябре, его отправили в Чернобыль. Там герой нашей публикации провёл 33 дня.
– Когда проезжали город Хойники, – вспоминает Александр Анатольевич, – я встретил своего знакомого, у которого уже заканчивалась командировка. «Ну, как тут радиация?» – спрашиваю. «Тряси, не тряси, а на одеяле всё равно 25 рентген», – ответил он. На ночлег нас разместили в Брагине, в бывшем детском саду, а я не мог уснуть. Всё думал: как это 25 рентген? Ведь 100 рентген – это уже лучевая болезнь. Боялся ложиться на одеяло. Трясло всего. Искал дозиметр, чтобы измерить радиацию, – ни у кого нет. Лишь под утро удалось найти нужный прибор. Измерил радиацию на одеяле – 25 не рентген, а миллирентген. Только тогда я успокоился.
Но были и такие места, где уровень радиации поднимался до 200-300 миллирентген. Например, после дождя с крыши, на которой оседала пыль, капала радиоактивная вода.
– Недалеко от взорвавшегося реактора я видел мёртвый лес, там погибли все сосны, – продолжает Александр Ноженко. – Жёлтые стволы, жёлтые иголки. Они даже не осыпались.
В Чернобыльской зоне пожарный продолжал выполнять свою работу – тушить возгорания неубранной сухой ржи на полях, деревьев в лесах, спасать от пожаров брошенные деревни. Только в условиях сильной радиации. Поэтому даже в жару, когда находиться в противогазе и средствах защиты было невыносимо, он не рисковал снимать их.
– Однажды мы с коллегами получили задание отвезти в Чернобыль военного следователя, который ехал туда выяснять, почему солдаты отказались голыми руками сбрасывать графит с крыши реактора. Правильно отказались, я считаю. Это же колоссальная доза облучения для молодых ребят! – рассказывает Александр Анатольевич. – В общем, выполнив задание, мы поехали на атомную станцию. Были буквально в шести метрах от энергоблока, уровень радиации там составлял 8 рентген. Сделали даже фото, но оказалось, что все снимки оттуда засвечены. Затем мы поехали в город Припять. Там стояли пустые многоэтажки, срубленные деревья, а под ними не было земли – всё закатали в асфальт, чтобы не поднималась радиоактивная пыль. Везде пусто, людей нет. Лишь ветер шевелит качели в детском саду…
После службы в МЧС герой нашей публикации какое-то время служил в органах внутренних дел, был прапорщиком милиции. Затем снова вернулся в ОАО «Могилёвхимволокно». А ещё работал водолазом-спасателем на Гребенёвском озере. Есть в его послужном списке даже профессия таксиста.
За все эти 30 лет Александр Ноженко не раз делился своими воспоминаниями с корреспондентами республиканских изданий. Статья о нём также помещена в книгу «Под пеплом Чернобыля», изданную по инициативе членов областного Совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск.
Глядя на этого энергичного и жизнерадостного человека, сложно представить, каким испытаниям он подвергался. Однако сегодня он полон сил и постоянно проверяет себя на прочность. Ведь экстремальные увлечения Александра Ноженко можно перечислять долго: дайвинг, полёты на параплане, прыжки с верёвкой и парашютом, мотоциклы и многое другое. Он привык смотреть в лицо опасности, а она, как известно, боится таких сильных и решительных людей.
Анастасия ТИХОНЕНКО. Фото автора.